Народные промыслы и ремесла Башкортостана
В Уфе прошли мастер - классы по обучению ремеслам. Удивительное чудо ожидает тех, кто примет решение изучать древние и вечно молодые промыслы.
Ремесленной палатой РБ, благодаря поддержке Администрации городского округа г.Уфа, Уфимского городского фонда по развитию и поддержке малого предпринимательства проведены шесть мастер-классов по различным направлениям ремесленного искусства.
Основной целью организации обучающих мероприятий организаторы ставили сохранение и развитие промыслов и ремесел, в том числе посредством передачи знаний и умений носителями ремесла всем заинтересованным людям!
Когда изучаешь основы музыки или иностранный язык, вдруг наступает момент, когда незнакомые прежде знаки-ноты превращаются в чудесную мелодию или латинские буквы – в сонеты Шекспира.
Такое же удивительное чудо ожидает тех, кто примет решение изучать древние и вечно молодые промыслы: ткачество, лоскутное шитье, войлоковаляние, народная игрушка и многие другие.
На мастер - классах обучились 169 человек. Это заинтересованная в организации предпринимательской деятельности молодежь, незанятое население, преподаватели, работающие с детьми и подростками, активные женщины старшего возраста.
Все участники высказали пожелание о продолжении обучения.
На втором мастер - классе обучали основам лоскутного шитья.
В уфимском профессиональном лицее №10 прошел мастер-класс по основам лоскутного шитья. Его организаторами выступили Ремесленная палата РБ, администрация Уфы и Уфимский городской фонд поддержки малого предпринимательства. Занятие проводила член Союза художников России Стелла Маркова.
В 1985 году Стелла Юльевна окончила художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического университета. Она работает в различных техниках художественного текстиля (печворк, квилт, аппликация). Художник поделилась с участниками мероприятия секретами мастерства и научила основам этого увлекательного ремесла. Для стиля Марковой свойственна традиционно простая, но строго выверенная композиция.
— Лоскутное шитье — достаточно древний вид ремесла, но не настолько, как ткачество. Оно есть во всех странах мира. Именно из-за бережливости крестьян лоскутное шитье сохранилось, — рассказала Стелла Маркова. – Люди не выбрасывали бывшие в употреблении вещи и сохранившиеся кусочки ткани, а нередко пускали их в ход, например, шили одеяла. Раньше такие одеяла в деревнях считались признаком бедности.
Сегодня печворк и квилт воспринимаются как оригинальное, сложное искусство. По сравнению с традициями европейского шитья в русской традиции — самая простая сборка. Это квадраты и треугольники, подобранные в определенной цветовой гамме. Современные российские изделия имеют свое «лицо», в них видна широта русской души. К сожалению, на сегодняшний день мало сохранилось подлинных образцов старинных лоскутных изделий.
— Начав заниматься лоскутным шитьем, очень трудно остановиться. Я сама занимаюсь этим делом более десяти лет, но каждый раз обнаруживаю новые технологии шитья. Освоить технику за один день невозможно. Это дело кропотливое. В среднем на изготовление изделия требуется не менее двух-четырех месяцев, — сказала Стелла Маркова.
На мастер-класс по лоскутному шитью пришло немало жительниц Уфы. Среди них были женщины разного возраста. Значит, этот интересный вид творчества пользуется популярностью.
Источник «Образование. Путь к успеху»
В рамках программы обучения ремеслам в Уфе прошел мастер-класс «Народная обрядовая кукла»
В рамках программы обучения ремеслам в Уфе прошел мастер-класс «Народная обрядовая кукла». С приемами изготовления обрядовых кукол собравшихся знакомила мастер декоративно-прикладного творчества Нина Буланкова.
По словам Нины Буланковой, куклы в древности служили обрядовыми символами. Им приписывались различные волшебные свойства. Считалось, что они могут защитить от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Куклы можно подразделить на три группы: игровые, обрядовые и обереги. На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, глины, дерева, мочала, ткани, из сучьев и корней деревьев.
Например, внутри куклы Крупенички хранились зерна. Считалось, что эта кукла принесет богатый урожай. Кукла Дорожница с угольком из печи внутри была оберегом для путника. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения злых духов, а значит, безвредным для ребенка. При желании можно было нарисовать ей личико.
— Куклы были неотъемлемой частью народной жизни. Одни куклы существовали для игры, их давали детям, а другие, обрядовые, хранились в особых местах и передавались из поколения в поколение, — рассказала Нина Буланкова.
На занятии все желающие могли принять участие в изготовлении кукол. Для этого Нина Романовна принесла выкройки, кусочки ткани, синтепон и т.д. От захватывающего творческого процесса все участники мастер-класса получили огромное удовольствие и каждая унесла с собой по три собственноручно сделанные куклы.
Источник: www.bashinform.ru
Изготовление куклы-сувенира «Ангел» показала мастер-художник декоративно-прикладного искусства Елена Оскотская.
Вот что она говорит о себе:
Я дизайнер интерьера, ландшафта, немного художник, а с недавнего времени увлеклась и изготовлением кукол. Вернее, кукол я делала еще в детстве из папье-маше и лоскутков. Получалось грубовато, но зато, в отличие от покупных, у них была индивидуальность. Потом я выросла, закончила школу, поступила на химический факультет Башгосуниверситета и надолго забыла не только о куклах, но и о том, что умею рисовать.
Открытием для меня стал не так давно появившийся у нас материал под названием "пластика" или полимерная глина. Этот уникальный материал позволяет делать очень тонкие детали и хорошо передает особенности человеческой кожи. Особенно интересно для меня делать куклы с портретным сходством. Я стараюсь уловить в человеке не столько пропорции его лица, сколько те характерные только черточки, которые и выдают его сущность. Вместе с тем мои куклы всегда добрые и веселые, ведь в каждом человеке можно найти симпатичные и обаятельные черты, наверное, поэтому они и нравятся своим "оригиналам".
Еще мне очень нравится наблюдать реакцию человека при первой встрече со своей маленькой копией. Если я при этом не присутствую, заказчик куклы обычно сообщает мне о том, какое впечатление произвел подарок. Реакция иной раз совершенно неожиданная: так, одна суровая дама, занимающая немаленькую должность в банке, при вручении подарка прослезилась, а сотрудники, заходившие потом в ее кабинет, видели, как она, словно маленькая девочка, играет с куклой. Точно так же отреагировал не очень сентиментальный молодой человек. Но в основном, конечно, люди смеются, причем даритель куклы, по-моему, испытывает не меньшее удовольствие от своего подарка, чем получатель.
Своих кукол я делаю по фотографиям (анфас, профиль, три четверти и во весь рост) из полимерной пластики, проволочного каркаса. Одежду шью из ткани. Для волос покупаю шиньоны, китайские "волосатые" заколки, а иногда приходится изобретать что-нибудь особенное. Например, седые кудрявые волосы делала из синтетической веревки, иногда в дело идут шерстяные нитки или мех. Вместе с заказчиком придумываем одежду и антураж, ведь неинтересно, если кукла будет просто стоять или сидеть. Поэтому приходится становиться и мебельщиком, и парикмахером, и гитарных дел мастером, даже не перечислить - кем еще. Самое трудное - придумать, как и из чего сделать, например, банный тазик или руль автомобиля. Или, к примеру, приходится сидеть в интернете, чтобы детально изучить, как выглядят хоккейные коньки или микрофон.
В среднем на изготовление куклы уходит недели две. Бывает, сходство выходит не сразу и голову переделываю два-три раза.
Я горжусь тем, что мои куклы живут у Юрия Шевчука, Ксении Собчак, а также у нескольких десятков других людей и, надеюсь, приносят им радость.
Настоящую истинную радость получили и участники мастер-класса, когда в их руках появились «собственные ангелы» .
Мспользованы материалы Интернет-газеты БАШВЕСТЪ.