 |
Новости |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Новости / Новость от 28.01.2010
|
Обращение Объединения работодателей «Росбытсоюз», Российского профсоюза Жизнеобеспечения, делегатов III Всероссийского съезда ремесленников к ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УВАЖАЕМЫЙ ГОСПОДИН ПРЕЗИДЕНТ!
Утвержденная Президентом РФ «Стратегия национальной безопасности России до 2020 года» определяет ключевым национальным ориентиром повышение уровня и качества жизни населения. В связи с этим Правительство Российской Федерации и Совет Федерации поставили задачу насыщения рынка товарами местной промышленности и бытовыми услугами. Народ видит, сколько усилий Вы как Президент уделяете развитию коммунальной реформы, медицины и образования. Без Вашего внимания осталась четвертая часть потребительского рынка, представляющая сферу бытовых услуг и мелкой муниципальной (местной) промышленности, которая более 15 лет находится в тяжелейшем положении: на данный момент эта сфера не составляет даже трети объема доперестроечного уровня. Тормозом в ее развитии являются проблемы законодательного характера, и, в первую очередь, передача функций от государства предпринимательским союзам, введения саморегулирования в сфере услуг и производства товаров местной промышленности. В этой сфере создается основная масса продуктов и услуг для местного потребления. Сейчас население этим рынком не удовлетворено. Бытовыми услугами в среднем оно обеспечено на 20% от потребности, а 80% жителей не имеют возможности воспользоваться этим рынком. Сегодня многие виды товаров ранее существующей местной промышленности - посуда, бытовые изделия из металла, пластмассы, дерева, мебель, школьные принадлежности и т.п.- в основном импортного производства. Во многих регионах страны исчезли такие виды производства как обработка шкур животных, скорняжное дело, производство расходных материалов для сферы бытовых услуг (ремонт обуви, одежды, отечественные красители, иголки, нитки и т.д., всего несколько тысяч наименований). Кажущаяся благополучной сфера бытовых услуг в столичных городах и центрах субъектов федерации не более чем профанация отчетности. На самом деле огромная часть населения не может пользоваться бытовыми услугами из-за их дороговизны. Рассчитанная на обеспеченную часть населения, она оставляет вне своей клиентской базы людей с малым достатком. Они не имеют доступа к современным баням и саунам, прачечным, парикмахерским, мастерским по ремонту одежды и обуви и т.д. Более того, во множестве муниципальных образований нет общественных бань, не говоря уже о прачечных, доступных ремонтных мастерских и др. бытовых услуг. Обратите внимание на жителей из глубинки и не престижных районов провинциальных городов. Их, как правило, отличает от довольной и сытой элиты и ее окружения нездоровый вид, беззубый рот, неопрятная одежда и согнутые от забот и безденежья плечи. Поэтому разговор о качестве жизни нужно перевести в плоскость конкретной экономики и конкретной заботы государства о своих людях. Они должны иметь доступ к баням, стоматологическим кабинетам, парикмахерским и др. социально-значимым услугам. На настоящем этапе развития рыночной экономики сфера облуживания населения представлена в основном малым и частично средним бизнесом. В нем занята пока немногочисленная часть среднего класса россиян. К сожалению, большая часть малого бизнеса занимается оказанием торговых услуг. Именно ее как менее хлопотную и более прибыльную в основном и поддерживают муниципальные и региональные власти. Бытовое обслуживание населения как самостоятельная сфера деятельности не присутствует даже в статистических отчетах, в то время как оно существует в виде пятой части сегмента потребительского рынка и требует к себе предметного внимания власти всех уровней в связи со своей спецификой. Бытовая сфера облуживания населения - это не торговля. Производители бытовых услуг работают без посредников, напрямую со своими клиентами. Их труд творческий и индивидуальный, он относится к разряду ремесленной деятельности. Для экономики страны должно быть важным понимание власти, что производители бытовых услуг сами создают материальные блага и обеспечивают занятость местного населения производительным трудом. Она развивает творческую инициативу и здоровую конкуренцию в муниципалитетах. Булочник, колбасник, мясник, сапожник, портной, меховщик, строитель, мастер по ремонту квартир, автомобилей, телевизоров, холодильников и другой бытовой техники, газовщик, сантехник, электрик, механик, частный таксист, изготовитель лодок, фурнитуры, посуды, мебели, художественных и ювелирных изделий, мастер по химчистке, стирке, уборке помещений, парикмахер, косметолог, работник службы проката и службы семьи, специалист по заготовке ягод, грибов, лекарственных трав, работник ломбарда и ритуальной службы - все это далеко не полный перечень ремесленных профессий. В Общероссийском классификаторе зафиксировано более 2000 видов бытовых услуг и ремесленной деятельности. Бытовые предприятия существуют во всем мире. Их преимуществами является то, что они самостоятельно производят товары и услуги, создают рабочие места и дают возможность гражданам накапливать первоначальный капитал, формируя «средний класс» - основу демократического общества. При этом все эти вопросы малый бизнес в крупных городах способен решать сам или при минимальной поддержке государства, при условии, что власти на местах намеренно не подавляют их деятельность и инициативу. На нынешнем этапе в поддержке (выделении помещений, субсидиях и т.п.) больше всех нуждается бизнес в сельских и поселковых поселениях. Чтобы решить проблему бытового обслуживания жителей сельской местности, требуется специальная программа развития бытовых услуг, тесно увязанная с нацпроектами «Здоровье», «Жилище» и программами развития коммунального хозяйства. Жизнь доказала, что в стране необходим еще один нацпроект - «БЫТ». Сегодня в сфере бытовых услуг и ремесленной деятельности работает более 4 млн. человек. Вместе с тем, приходится констатировать, что сфера облуживания населения, являясь социально-значимой, выпала из поля зрения Государственной Думы и Правительства РФ. Расчет только на рыночные механизмы регулирования бытового обслуживания не оправдал себя. Только торговля, в силу своей прибыльности, оказалась наиболее удобным для власти видом экономической деятельности. На нее и направлено внимание государства. Дистанцирование власти от социальной сферы бытового обслуживания населения привело не просто к потере отрасли как системы управления, а к разрушению безопасной среды обитания населения огромной территории провинциальной части России. И на перспективу до 2020 года не видно никаких признаков понимания властью важности данной проблемы. Вопросы развития сферы бытового обслуживания населения не находят отражения в государственных программах по стабилизации экономики, занятости населения и социальному развитию. Практически отсутствует необходимая для стимулирования этой сферы законодательная база. Это самое угнетаемое административной бюрократией производственное звено экономики. Во всем мире бытовое обслуживание населения - льготируемая экономическая и социальная сфера, опора муниципальной власти. Отношение к ней является одним из индикаторов оценки ее политической зрелости. В 1999г. по инициативе территориальных ремесленных палат, ОАО «Росбытсоюз», Российского профсоюза жизнеобеспечения и других заинтересованных организаций была образована Ремесленная палата России (РПР), объединившая более 1,5 млн. трудящихся большинства субъектов Российской Федерации. На сегодня в ее составе 45 ремесленных палат субъектов федерации, других ремесленных структур, научных, проектных и учебных организаций. Мы последовательно идем по пути формирования общественных объединений производителей бытовых услуг и других видов ремесленной деятельности на всех региональных и муниципальных уровнях, активно сотрудничаем с органами власти и общественными организациями, разрабатываем цивилизованные правила позиционирования де-факто существующей отрасли в обществе, формируем новую форму профессиональных и общественных отношений в сфере бытового обслуживания, стремимся к созданию полноправного института гражданского общества на основе принципов профессионализма и демократии. Мы глубоко убеждены, что государственное признание ремесленной деятельности как важного инструмента развития экономики должно быть четко выражено законодательно. Уже более 8 лет проект ФЗ «О ремесленной деятельности и ремесленных объединениях в РФ» находится в Государственной Думе. На него получено около 100 положительных заключений, включая заключения субъектов законодательной инициативы и подавляющего большинства ремесленных палат и организаций. Однако он не прошел даже первое чтение. Несмотря на Ваши усилия и многочисленные заверения чиновников разного уровня о поддержке и ускоренном развитии малого бизнеса во многих территориях наблюдается процесс его сворачивания. По информации в Российской газете, в первом полугодии 2009 г. в России создано 116 тысяч новых коммерческих организаций, а закрыли свой бизнес 250 тысяч коммерсантов. Эта пропорция в системе бытовых услуг несколько хуже. Объявления «Мы закрываемся» можно встретить на каждом углу в любом городе. Одной из причин такой ситуации является отсутствие собственной недвижимости, высокая арендная плата. Для регионов и муниципалитетов никакой закон – не указ. Муниципалитеты, вопреки закону № 159-ФЗ, почти закончили распродажу муниципальной собственности предприятий бытовой сферы обслуживания, ремесленников, работников общественного питания и т.п. Предприниматели, десятилетиями арендующие помещения, за свой счет сделавшие из убогих, заброшенных развалин и подвалов конкурентоспособную недвижимость, теперь теряют эти помещения. Теперь цена на них стала им самим не по карману. Если в ближайшие месяцы не принять необходимые меры, многие предприятия бытового обслуживания и других видов малого бизнеса будут ликвидированы. Восстановить их практически будет невозможно. Следующий весьма важный вопрос, рассмотрением которого должны заняться органы прокуратуры и ФСБ, это ликвидация классификации отраслей промышленности и непроизводственной сферы. С 2005г. ликвидирован классификатор отраслей народного хозяйства ОКОНХ, взамен введен классификатор видов экономической деятельности ОКВЭД, где отраслевое деление ликвидировано полностью и все отраслевые связи нормативно разорваны. В ближайшее время будет ликвидирован классификатор услуг населению ОКУН, взамен вводится ОКПД. В нем исчезло понятие «платные услуги населению», в их числе бытовые, жилищные, социальные и т.п. Росстат направил официально еще 26.12.05г. Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений информацию о ситуации и тенденциях в социально-экономической сфере, обратив внимание, что сфера платных услуг для населения вообще не представлена в отчетности. Наши ведущие экономические службы видимо забыли о межотраслевом балансе. Во всем мире, как и ранее в России, составляются межотраслевые материальные и стоимостные балансы, балансы доходов и расходов населения и т.п. для определения эффективных пропорций развития страны. По видам деятельности классификатора ОКВЭД баланс сделать невозможно. Таким образом, одним росчерком пера, ликвидируется структура платных услуг населению. Мы уже несколько раз обращались с этим вопросом к Председателю Правительства Фрадкову М.Е., но его поручение Минэкономразвития и торговли выполнило формально. Составлен протокол о разработке собирательной группировки отраслей платных услуг, который ни один официальный орган выполнять не собирается. Ликвидация отраслевых разрезов в промышленности и непроизводственной сфере под якобы благовидными предлогами создает угрозу экономической, а значит, и национальной безопасности страны. Напрашивается вывод об экономической диверсии в стране. Но возможно, что это результат безграмотности и недальновидности экономического блока Правительства РФ.
Также Правительством РФ не выполнен ни один документ по бытовому обслуживания населения, принятый после 1991. Главный вопрос. Мы знаем, что за 19 лет в бытовом обслуживании собственность уменьшилась на 80-90%. Мы также знаем, что деньги, выделенные государством на жилищное строительство до 1991г., включали 2% средств для строительства предприятий бытового обслуживания. Государство осталось должно народу и работникам бытового обслуживания. Власть забыла, какие решения принимала по вопросам бытового обслуживания населения и мы хотим напомнить. Например, Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 2 августа 1993г. № 746 « О мерах по стабилизации деятельности предприятий бытового обслуживания населения» (см. Приложение 2) полностью не выполнено. Ни одна мера по стабилизации, предусмотренная этим Постановлением не реализована, наоборот, государство проводило экономическую политику, противоречащую заявленным мерам. Главное, что отобрана собственность и продана в частные руки людей, не имеющих, никакого отношения к бытовому обслуживанию. Но по Постановлению эта собственность должна быть государственной или муниципальной для размещения в ней предприятий бытового обслуживания. Сегодня в городах сохранено примерно 30% объектов бытового обслуживания (Дома быта, цеха, ателье, мастерские) и 20% приемных пунктов. А приемных пунктов в сельской местности – 2,5%. Комплексных предприятий бытового обслуживания на селе теперь совсем нет. Давайте посмотрим, какие меры считало необходимым провести Правительства РФ для сохранения бытового обслуживания еще в 1993г. Органам государственной власти всех уровней предписано: - поощрять создание предприятий и организаций всех форм собственности, действующих в сфере бытового обслуживания населения (не выполнено); - стимулировать за счет роста субъектов предпринимательской деятельности, основанных на негосударственной форме собственности, увеличение объемов оказываемых бытовых услуг, оказывать содействие этим субъектам (не выполнено). Государственному комитету по имуществу: - при проведении приватизации сохранять профиль деятельности и рабочие места (не выполнено); - в сельской местности обеспечить: сохранение предприятий и приемной сети в виде единого комплекса (не выполнено); продажу объектов бытового обслуживания в сельской местности проводить исключительно по конкурсу для жителей, постоянно проживающих в сельской местности (не выполнено); предоставление зданий и помещений безвозмездно или за низкую арендную плату (не выполнено); рассмотреть вопрос о целесообразности создания на базе федеральных организаций и предприятий, обеспечивающих развитие бытового обслуживания, объединений типа холдинговых компаний (не выполнено). Поручения были даны Минфину РФ по снижению НДС до 10% на социально-значимые услуги, льготному кредитованию; Минэкономике – по федеральным программам по разработке и освоению оборудования за счет средств федерального бюджета, предусматривать бюджетные средства на закупку запчастей для ремонта импортных товаров народного пользования. Предусматривать ежегодно выделение средств из бюджета РФ на строительство объектов образовательных учреждений, льготное кредитование строительства производственных объектов бытового обслуживания, оказание государственной поддержки предприятиям бытового обслуживания (не выполнено). Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ и муниципальным образованиям создавать в установленном порядке предприятия бытового обслуживания населения, в первую очередь оказывающим услуги сельскому населению (не выполнено). В Указе Президента РСФСР от 28.11.1991г. № 240 также сказано: - реорганизовать до 1 января 1992 года государственные (муниципальные) предприятия и организации бытового обслуживания населения независимо от ведомственной принадлежности путем выделения из их состава в установленном порядке структурных единиц (ателье, мастерских, бань, прачечных, химчисток, фотоателье, парикмахерских, ателье проката и других) и предоставления указанным структурным единицам прав юридического лица. При выделении структурных единиц учитывать необходимость сохранения производственно-технического цикла оказания услуг; - определить, что при переоформлении заключенных договоров аренды в связи с реорганизацией государственных (муниципальных) предприятий и организаций бытового обслуживания населения пересмотр условий этих договоров не допускается, в том числе и в части переоценки выкупаемого имущества. К сожалению, многие обращения лично к Вам либо остаются без ответа, либо Ваши службы делают формальную отписку, не вникая в суть проблемы. Уважаемый господин Президент! Объединение работодателей «Росбытсоюз», Российский профсоюз Жизнеобеспечения, делегаты III Всероссийского съезда ремесленников просят Вас: 1.Содействовать ускорению принятия Федерального закона « О ремесленной деятельности и ремесленных объединениях в Российской Федерации». 2. Поручить Правительству Российской Федерации разработать с привлечением Ремесленной палаты России и принять Государственную программу развития сферы бытового обслуживания населения в Российской Федерации. 3. Поручить органам национальной безопасности разобраться с беспрецедентными действиями по ликвидации отраслевой системы классификации промышленности и сферы платных услуг, а также фактом ликвидации классификационных разделов для сферы платных услуг населению. Ликвидация национальных классификаторов ставит Россию в положение неконкурентоспособной страны на рынке платных услуг. 4. Поручить Председателю Правительства Российской Федерации закрепить за одним из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации функции курирования де-факто существующей отрасли бытового обслуживания и ремесленничества. 5.Поручить Правительству РФ с целью реализации Стратегии национальной безопасности России в части создания условий для повышения качества жизни людей разработать и принять Национальный проект «БЫТ» на основе информации и предложений ОР «Росбытсоюз» и Ремесленной палаты России. (Приложение). 6. Поручить Прокуратуре Российской Федерации разобраться с причинами невыполнения Постановления Совета Министров-Правительства РФ - от 2 августа 1993г. № 746 « О мерах по стабилизации деятельности предприятий бытового обслуживания населения» и Указа Президента РСФСР от 28.11.1991г. № 240. Председатель Правления НП Ремесленная палата России», д.э.н. Н.Б. Кобелев
|